Представьте на минуту — тем, у кого есть дети, будет проще — что вы пришли домой, а на вашей кровати/столе/подоконнике написано большими яркими буквами неловким детским почерком «МАМА, МНЕ СТРАШНО!». Что вы почувствуете? Какой будет ваша первая мысль? Первый порыв?
Спорю на что угодно — броситься в детскую, схватить малыша в охапку — «Милый, что случилось?! Кто тебя напугал? Кто обидел? Где болит?». Никакому нормальному человеку в голову не придёт ничего наподобие «Ах скотина! Пакостит! Мстит! Хулиганит!».
Но почему-то именно это в первую очередь и думают люди, обнаружив лужу или кучку, оставленную котиком в неположенном месте. А ведь это — такое же сообщение «Мне страшно/больно/некомфортно!». Кошки общаются друг с другом в основном с помощью языка тела и запахов и так же пытаются «разговаривать» с людьми. Но люди, увы, чаще всего понимают их совсем неправильно(
Есть один важный момент — отвращение к продуктам жизнедеятельности организма — сугубо человеческое свойство, это прививается всем нам с детства. Для животных это — источник информации и способ эту информацию передать. Половозрелый кот метит территорию, сообщая кошкам:»Дамы, я здесь, все ко мне!», а другим котам — «Парни, это МОЙ двор и МОИ киски, не лезьте — хуже будет!».
Неуверенный в себе и/или безопасности своего жилища котик писает на свою же лежанку, окружая себя собственным запахом и тем самым успокаивая себя — «Здесь пахнет мной, это безопасное место!».
Кошка с заболеванием выделительной системы ищет место, где писать/какать не будет больно, попутно сообщая хозяину:»У меня болит!». Кошка, которую что-то напугало в лотке или по пути к нему, или кошка, не имеющая свободного доступа к лотку (например, при конфликте с другим животным, препятствующим свободному посещению лотка), вынуждена справлять нужду там, где получится, сообщая о дискомфорте. Кот, которого, не дай боги, уже наказывали за промахи, делает вовсе не те выводы, на которые рассчитывают хозяева, у него очень быстро возникает цепочка — «Писать там, где это могут увидеть, опасно и страшно», и он начинает искать самые укромные места. Кот, которого гоняет собака (с точки зрения хозяев это может выглядеть вполне безобидно — «она просто с ним играет!»), будет ходить в туалет на возвышенности — подоконник, шкаф, холодильник, сообщая хозяевам: «Мне страшно спускаться вниз!». Кошка, которой мал или неудобен лоток, или не нравится наполнитель, сообщает: «Мне некомфортно в туалете!».
Это только несколько видов кошачьих «сообщений» и «криков о помощи». Ситуаций, в которых котик начинает справлять естественные потребности вне лотка, множество. Но ни одна из них не является попыткой «напакостить», и уж тем более — «отомстить»! Такого рода сообщения всегда — за исключением полового мечения — сигнал о неблагополучии и повод обратиться сначала к врачу для выявления проблем со здоровьем. Если по здоровью всё чисто — значит, животному требуется коррекция — начиная с создания комфортной среды и заканчивая серьёзной, длительной психокоррекцией.
Пожалуйста, не игнорируйте такие сигналы и не думайте про котика плохо. Если до этого дошло — значит, зверю плохо. И страшно.
Олеся Успенская.